Версия для печати

Андре Шер: «Политика санкций против России загнала Европейский союз в тупик»

В последние месяцы в Германии для читателей, которые хотят узнать правду о событиях в Донбассе, одним из основных источников информации стал Интернет. Особую роль играют два интернет-портала: www.redglobe.de и www.vineyardsaker.de. Эти электронные СМИ, действующие во всемирной сети, стремятся преодолеть информационную блокаду, которая объявлена Донецкой и Луганской народным республикам. Как известно, свобода слова, право на свободное получение и распространение информации в числе важнейших прав человека. Поэтому деятельность наших коллег заслуживает уважения и признания.

Интервью с главным редактором интернет-портала www.vineyardsaker.de Дагмар Хенн уже было опубликовано на нашем сайте. Сегодня мы публикуем беседу с политологом, главным редактором сайта www.redglobe.de Андре Шер (Andreé Scheer).

«Красный глобус» на четырёх языках

Название сайта «redglobe» переводится на русский язык как «красный глобус». Редакция сайта располагается в старинном баварском городе Аугсбурге в помещении Центра имени Ганса Баймлера (Hans-Beimler-Zentrum). Ганс Баймлер (1895-1936) был убеждённым коммунистом и интернационалистом. В 1933 году, после прихода к власти Гитлера, он был арестован и помещён в концентрационный лагерь Дахау. Баймлеру удалось бежать и найти прибежище в Советском Союзе. В 1936 году он отправился в Испанию, чтобы поддержать испанских коммунистов в борьбе с путчистами генерала Франко. В том же году он погиб в Мадриде.

Интернет-сайт www.redglobe.de обращается к своим посетителям на четырёх языках: немецком, испанском, каталанском (язык автономного региона Испании) и английском. Его создателем и главным редактором является немецкий политолог, специалист по Испании и Латинской Америке, автор нескольких книг о Венесуэле, биограф Уго Чавеса Андре Шер. Одновременно он возглавляет международный отдел берлинской газеты левой ориентации «Junge Welt» («Новый мир»).

- Господин Шер, хотелось бы узнать, почему интернет-сайт www.redglobe.de уделяет такое пристальное внимание ситуации в Донбассе, вооружённому конфликту на востоке Украины. На Вашем сайте даже есть специальная рубрика «Кrieg im Donbass: Solidarität mit dem Widerstand» («Война в Донбассе: солидарность с борцами сопротивления»). Также было бы любопытно узнать, как Вы получаете информацию из этого региона. У Вас есть прямые контакты с экспертами и журналистами, которые там живут? И как Вы проверяете достоверность этой информации?

- Сайт www.redglobe.de освещает широкий круг тем, которые наша редакция считает важными для развития мировых политических процессов. К этим темам, безусловно, относится ситуация в Донбассе и в целом на Украине.

Нашу позицию можно чётко прояснить из названия рубрики, которую Вы упомянули. Мы не просто информируем о ситуации в Донбассе, а проявляем солидарность с его жителями. Донбасс стал жертвой агрессии со стороны правящего киевского режима. Поэтому мы проявляем солидарность с жителями региона, противостоящими этой агрессии. Для нас очевидно, кто агрессор, а кто – жертва…

Ещё одна причина нашего интереса к Донбассу состоит в том, что Европейский союз и НАТО активно вмешиваются в ситуацию на Украине. Они оказывают всевозможную поддержку режиму Порошенко. Мы выступаем против этого вмешательства. Народ Украины, в том числе жители Донбасса, должны сами решить свою судьбу. А им не дают этого сделать! Жители Донбасса стали жертвой закулисных политических игр.

Вы спросили меня о получении информации, о её достоверности. В современных условиях, когда все желающие могут пользоваться Интернетом и мобильной связью, нет никаких проблем в том, чтобы получать оперативную информацию из Донбасса. И мы это делаем! Наш сайт, так же, как и газета «Junge Welt», публикует и эксклюзивные репортажи, и материалы информационных агентств.

Разумеется, когда речь идёт о регионе, где идёт война, бывает трудно проверить достоверность той или другой информации. Но я хотел бы обратить внимание на принципиальную особенность нашей работы: мы предоставляем слово самим гражданам – ополченцам, мирным жителям, официальным лицам Новороссии. А в крупных немецких СМИ представлена исключительно позиция официального Киева.

Я не хочу заниматься саморекламой, но на сайте www.redglobe.de и в газете «Junge Welt» можно познакомиться с информацией, которая в других СМИ просто недоступна. Мы не занимаемся пропагандой, а просто проявляем свою гражданскую позицию и стремимся по мере своих скромных сил обеспечить функционирование свободы слова.

Мы сообщаем не только о событиях в Донбассе, но и, например, о преследовании левой оппозиции на Украине, о попытках запретить Коммунистическую партию Украины (КПУ). На сайте публиковались интервью с лидером украинских коммунистов Петром Симоненко, давался обзор его выступлений.

- Как Вы оцениваете нынешнюю политическую ситуацию на Украине? Что Вы думаете о роли Петра Порошенко? Как Вы думаете, стремится ли президент Украины к миру в своей стране?

- Вы поставили передо мной целый ряд сложных, глобальных вопросов, на которые практически невозможно подробно ответить в рамках короткого интервью… Пётр Порошенко на сегодняшний день всеми сторонами конфликта признан в качестве легитимного президента Украины. И с этим надо считаться. Но давайте не забывать о том, что он и его команда пришли к власти в результате путча. Потом состоялись президентские выборы, призванные легитимизировать власть Порошенко. Но какие это были выборы?! Они проходили в условиях гражданской войны и вооружённой агрессии против Донбасса.

Я не хочу отказывать господину Порошенко в легитимности. Но, во всяком случае, тысячи и тысячи фактов позволяют нам усомниться в его миролюбии. Господин Порошенко несёт значительную долю ответственности за то, что война в Донбассе продолжается до сих пор.

Если Порошенко действительно хочет мира в своей стране, то ему необходимо прекратить преследовать левую демократическую оппозицию и попытаться разоружить фашистские, националистические, бандеровские банды, все эти «добровольческие батальоны».

- Хотелось бы узнать Ваше мнение о том, почему в последнее время ухудшились отношения между Германией и Россией, между Европейским союзом и Россией? Что нужно сделать, чтобы эти отношения снова улучшились?

- В 1991 году Советский Союз распался, а если быть точнее, то он был разрушен. В этой ситуации страны Запада воспринимали себя в качестве «победителей» в холодной войне. И создавалось впечатление, что президент Ельцин был согласен с этой позицией. Его политика полностью соответствовала интересам Запада. Никаких собственных амбиций на мировой арене при Борисе Ельцине у России не было.

Когда руководителем страны стал Владимир Путин, ситуация изменилась. Россия стала вести себя на мировой арене более гордо, более уверенно. Россия стала отстаивать свои собственные интересы. Таких перемен западные лидеры, очевидно, не ожидали. Они были уверены в том, что преемник Ельцина будет продолжать проводить его политику. А Владимир Путин стал вести себя по-другому. И это не понравилось!

- По Вашему мнению, ухудшение отношений связано не только с украинским конфликтом?

- Причины этого явления гораздо более глубокие. Чтобы отношения снова улучшились, Запад должен понять, что Россия вновь стала серьёзным игроком в мировой политике. Необходимо относиться к России с уважением, вести диалог на равных.

Ну и, конечно, необходимо отказаться от милитаризации внешней политики, от стремления бесконечно расширять НАТО. Я уверен в том, что при уважительном отношении друг к другу Россия и страны Запада могут успешно сотрудничать, в частности совместно работать над решением конфликтных ситуаций на Украине и в Сирии.

- Как Вы оцениваете работу немецких СМИ при освещении конфликта на Украине?

- Деятельность значительного числа СМИ не имеет ничего общего с объективностью. Ведущие германские СМИ выполняют заказ правящего класса, они не информируют общественность, а занимаются пропагандой в интересах правительства Ангелы Меркель. Освещение украинского конфликта происходит, мягко говоря, очень однобоко.

Украинских путчистов представили в качестве «демократов», сторонников «европейских ценностей», «западного выбора». О фашистских и неофашистских бандах, которые при попустительстве режима Порошенко открыто орудуют на Украине, в Германии практически ничего не сообщается. Также ничего не сообщается о нападениях на украинских коммунистических активистов и на других представителей демократической украинской оппозиции. Любая информация, которая бросает тень на режим Порошенко, в Германии замалчивается или объявляется «российской пропагандой».

О событиях в России немецкие СМИ также рассказывают очень необъективно. И даже если они в каких-то случаях говорят правду, им уже невозможно верить. Они полностью себя дискредитировали. Это очень печально.

- Господин Шер, мне всё-таки хочется понять, почему Германия и другие страны Европейского союза так активно поддерживают нынешний украинский режим. Должно же быть какое-то логичное объяснение этому явлению…

- Думаю, что Европейский союз и НАТО поддерживают режим Порошенко, чтобы окончательно «отколоть» Украину от России. И одновременно между Европейским союзом и США разворачивается жёсткая борьба, кто же будет контролировать Украину.

С одной стороны, Европейский союз и США координируют украинскую политику. С другой стороны, они не могут скрыть и своих разногласий, своей конкуренции. В Брюсселе и Берлине хотят сохранить влияние на режим Порошенко. Европейцам совсем не хочется, чтобы Украина превратилась в американскую колонию.

Нельзя также не отметить, что Минские соглашения по-разному оцениваются в США и в Европейском союзе. В Европейском союзе всё-таки можно услышать больше голосов сторонников мира в Донбассе. А в США отношение к Минским соглашениям гораздо более скептическое и настороженное.

- Что Вы думаете о санкциях, которые были приняты Европейским союзом, а также рядом других стран в отношении России?

- Я выступаю против санкций. И не только по политическим соображениям. Любые санкции «ударяют», в первую очередь, по обычным людям, они подрывают их уровень жизни, приводят к новым страданиям… Санкции нельзя назвать приемлемым средством в политике.

- А что думает немецкая общественность о санкциях против России и ответных мерах, принятых нашим правительством?

- Думаю, что большинство граждан Германии выступают против санкций и хотят восстановления добрососедских, взаимовыгодных отношений с Россией.

- Когда, на Ваш взгляд, санкции могут быть отменены?

- По своей сути санкции показали свою бессмысленность. Ни одна цель, которую поставил Европейский союз, принимая это решение, не была достигнута. Это понимают и многие высокопоставленные политики в европейских странах. Политика санкций против России загнала Европейский союз в тупик.

Европейский союз – это громоздкая, неповоротливая структура. Многие решения здесь стараются принимать путём консенсуса, даже если с формальной точки зрения он не нужен. Как Вы знаете, у правительств различных европейских стран есть различные точки зрения по вопросу санкций. Прийти к единому мнению по этому вопросу очень трудно.

Это политический тупик. Вводить санкции было легко, а отменить или ослабить их – совсем не просто. Европейский союз боится «потерять своё лицо», боится, что решение об отмене или даже ослаблении санкций приведёт к внутреннему расколу.

- Что Вы думаете о положении мирного населения в Донбассе? Что нужно сделать, чтобы помочь этим людям?

- Гуманитарная ситуация в Донбассе драматическая. Чтобы реально помочь мирному населению, западные страны должны оказывать давление на киевский режим и требовать от Киева неукоснительного и безоговорочного соблюдения Минских соглашений, соблюдения режима перемирия. Также необходимо оказывать давление на Киев, чтобы украинские власти наконец-то начали разоружение неофашистских банд, добровольческих батальонов, действующих по всей стране и устраивающих провокации в Донбассе. К сожалению, этого пока не происходит.

- Расскажите, пожалуйста, об истории и политической позиции Вашего сайта.

- Сайт www.redglobe.de возник в 2002 году. И с этого времени я являюсь его главным редактором. Изначально он был двуязычным: материалы публиковались на немецком и испанском языках. Недавно у нас появились также англоязычная и каталанская версии.

Этот сайт имеет левую, интернационалистскую и антиимпериалистическую направленность. Многие называют наш сайт «коммунистическим». И я охотно соглашаюсь с этой оценкой. Мы уделяем большое внимание международному коммунистическому движению, интернациональной солидарности трудящихся.

- А сколько человек ежедневно посещает Ваш сайт?

- Не менее десяти тысяч. И это неплохие цифры!

- Как финансируется это электронное СМИ?

- У проекта нет бюджета. Все авторы и редакторы, и я в том числе, работают на общественных началах. Доходов от рекламы у нас нет. Обслуживание сервера происходит на наши личные средства.

- Как известно, в Германии целый ряд общественных организаций и СМИ левой направленности находится под наблюдением Федерального ведомства по охране Конституции. Ваша редакция тоже под наблюдением?

- Я не являюсь специалистом по деятельности спецслужб. Поэтому не могу ответить на вопрос, находится ли наша редакция и её сотрудники под наблюдением и как именно оно осуществляется. Но Ваш вопрос вполне уместен. На самом деле имеется много фактов, что за редакциями других левых средств массовой информации Германии спецслужбы наблюдают, используя все имеющиеся в их распоряжении средства. Такая ситуация мне представляется скандальной, поскольку она препятствует свободе слова.

- Господин Шер, Вы себя считаете коммунистом? Можно ли быть одновременно коммунистом и демократом?

- Да, я считаю себя коммунистом. Более того, по моему мнению, настоящий демократ должен быть коммунистом или социалистом. Коммунисты выступают за власть народа, а не за власть олигархов. Они и есть подлинные демократы.

- Как Вы оцениваете политическую и общественную жизнь в современной Германии? Что Вы скажете о партии Левых? Можно ли воспринимать Социал-демократическую партию Германии, входящую в нынешнюю правительственную коалицию, как левую партию?

- Партия Левых имеет огромное значение для всего левого движения. На сегодняшний день из всех четырёх партий, представленных в немецком парламенте (Бундестаге), – это единственная партия, которая выступает против расширения НАТО, против милитаризации политики. Во внутренней сфере партия Левых стремится представлять интересы простых людей, а не финансовых воротил.

Но существуют опасения, что в 2017 году, когда в ФРГ пройдут новые парламентские выборы, ситуация может измениться. Левые тоже стремятся войти в правительственную коалицию. В 2017 году возможно образование так называемого красно-красно-зелёного правительства. В этом случае в новую правительственную коалицию войдут социал-демократы, партия Левых и Зелёные.

- А что в этом плохого?

- В этом нет ничего плохого. Каждая оппозиционная партия, и Левые в том числе, стремится прийти к власти. Но я опасаюсь – и эти опасения разделяют многие немецкие политологи, – что ради участия во властных структурах руководство партии Левых может отказаться от своих принципиальных социалистических, антиимпериалистических позиций. Быть во власти – это большой соблазн для каждого политика.

Партия Левых выполняет важную роль, находясь в парламентской оппозиции. Но как она проявит себя, будучи во власти, никто не рискнёт прогнозировать.

Что касается социал-демократической партии, то, по моему глубокому убеждению, она уже давно не является левой партией. В угоду властным амбициям от всех левых идей социал-демократы давно отказались.

- Господин Шер, Вы являетесь известным в Германии политологом, автором ряда книг. При этом многие коллеги, а также эксперты ведущих СМИ считают Вас «левым экстремистом». Что Вы об этом думаете? «Linksextremist» (левый экстремист) – это обидное слово в немецком языке? Вы сами назвали бы себя «левым экстремистом»?

- В немецкой элите и в немецком обществе поощряется навешивание ярлыков, шельмование и стигматизация политических противников. Понятие «левый экстремист» является не только обидным и оскорбительным, но и очень опасным.

С точки зрения немецких властей, «экстремист» - это враг, человек, стоящий вне закона и вне морали. «Экстремист» – это изгой, пария… Разумеется, я не являюсь левым экстремистом и никогда им не был. Я – законопослушный гражданин, политолог, журналист, общественный активист.

- Поверьте, я не хотел Вас обидеть этим вопросом. Мне просто любопытно разобраться в ситуации, кого и почему в Германии называют «экстремистом»?

- С точки зрения немецких властей человек может иметь радикально левые взгляды, быть «радикальным левым» (radikaler Linke), в том числе и коммунистом. Это разрешается. Поэтому меня Вы тоже можете называть «радикальным левым». А «левый экстремист» – это преступник. Как можно назвать кого-то преступником без каких-либо оснований?

- Но где всё-таки проходит граница между «радикальными левыми» и «левыми экстремистами»? Кто и по каким критериям проводит это разделение?

- Мне бы самому хотелось узнать ответ на этот вопрос! Фактически власти сами определяют, кого они считают «радикальным левым» и готовы оставить в покое, а кого – «левым экстремистом».

- Сохраняется ли в Германии практика «запретов на профессии» для активистов левых организаций?

- Проблема «запретов на профессии» была особенно актуальна в семидесятые и восьмидесятые годы, когда общественных активистов в массовом порядке увольняли с государственной и муниципальной службы, отказывали им в приёме на работу.

Сейчас эта проблема не так актуальна, поскольку радикальных левых в обществе не так много. И эти люди сами обычно не стремятся на государственную и муниципальную службу, не стремятся устроиться в бизнес-структурах. Но дамоклов меч «запретов на профессии» над левыми активистами всё равно висит.

- Существует ли в Германии проблема провокаторов, агентов Федерального ведомства по защите Конституции, которые внедряются в левые партии и организации, в левые СМИ, дабы способствовать их разложению?

- Такая проблема существует. Например, недавно агент-провокатор был обнаружен среди сотрудников одной берлинской радиостанции. Но выявить подобных людей бывает очень трудно.

Вадим Соколов, публицист, специально для pravorf.org