Версия для печати

О преследовании немецкого сатирика Яна Бемермана

В Германии разгорелся скандал вокруг журналиста и комика Яна Бемермана, прочитавшего в эфире телеканала  ZDF сатирическое стихотворение, оскорбившее президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Хлесткие строки прозвучали 31 марта в ночном шоу «Neo Magazin Royale».

В ответ на такой юмор Турция отправила Германии ноту протеста. Кроме того, 11 апреля Эрдоган при посредничестве юридической фирмы подал на телеведущего иск в прокуратуру немецкого города Майнц. Турецкий лидер потребовал привлечь сатирика к ответственности по статье 194 УК ФРГ («Оскорбление»).

Канцлер Германии Ангела Меркель в телефонном разговоре с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу осудила комика и признала его стихи «сознательным оскорблением». Вопреки ожиданиям европейской общественности канцлер решила инициировать расследование, добавив все же, что «в правовом государстве рассмотрение соотношения прав личности и свободы слова и искусства – это не дело правительства, а задача прокуратур и судов».

Прокуратурой ФРГ открыто уголовное дело по подозрению в совершении Бемерманом правонарушения, предусмотренного параграфом 103 УК ФРГ («Оскорбление органов и представителей иностранных государств»). Телеведущему грозит наказание в виде штрафа или лишения свободы сроком до 3 лет.

Сам Бемерман виновным себя не считает и отказывается подписывать заявление с обещанием не повторять подобных выходок. В настоящее время он находится в 4-недельном отпуске.

Руководство канала ZDF встало на защиту своего сотрудника. Директор медиакомпании Томас Беллут пообещал оказать журналисту юридическую поддержку. Он также заявил, что никому из авторов скандального выпуска не будут предъявлены дисциплинарные взыскания. Скандальное стихотворение он считает «пограничным случаем», а инициативу правительства – «политической». В центральном офисе телеканала в Майнце также напомнили, что «решение правительства ФРГ не оказывает никакого влияния на оценку случая»: «Это является задачей юстиции».

В поддержку Бемермана выступили члены правительства ФРГ от  Социал-демократической партии.

«Министерства, которые возглавляют представители СДПГ, после долгих раздумий выступали против удовлетворения этого запроса», – заявил министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер.

В свою очередь, глава Минюста Хайко Маас отметил, что решение о виновности или невиновности сатирика может быть принято только независимым судом.

«Министры от СДПГ в правительстве голосовали против этого решения, мы всецело их поддерживаем», – заявил глава фракции социал-демократов в Бундестаге Томас Оперман.

Куда более резко выразились представители оппозиции. Так, лидер фракции партии «зеленых» в Бундестаге Антон Хофрайтер назвал решение Меркель «политической ошибкой» и «грязной сделкой с Турцией», когда проблема мигрантов оказалась важнее свободы слова.

Руководитель фракции «левых» Сара Вагенкнехт охарактеризовала поступок канцлера как «невыносимое низкопоклонство». По мнению политика, «Меркель заискивает перед турецким деспотом Эрдоганом и жертвует свободой прессы в Германии».

Показательно в этой связи признание самой Меркель.

«У нас в Основном законе есть базовые ценности, в частности, в статье 5 написано о свободе слова, науки и, конечно, культуры. Это базовые ценности, которые действуют безотносительно политических проблем, которые мы обсуждаем друг с другом. К ним относится тема беженцев. Я думаю, что в интересах как Турции, так и ЕС, и в том числе Германии, найти здесь политическое решение», – сказала она в интервью.

Позицию правительства ФРГ критикует и немецкий Союз журналистов.

«В этом решении канцлера не было необходимости, так как президент Турции Эрдоган уже подал заявление прокурору Майнца», – подчеркнул глава организации Франк Уберал.

Уберал уверен, что таким способом Германия подала Турции «неправильные сигналы».

17 апреля в газете «BildamSonntag» были опубликованы результаты исследования социологической службы «Emnid», согласно которым 66% немцев не поддерживают решение руководства Германии об уголовном преследовании Бемермана. С Ангелой Меркель солидарны лишь 22% респондентов, 12% воздержались от ответа. По мнению корреспондентов ВВС, такой результат, помимо прочего, обусловлен высокой популярностью Бемермана в Германии. Преследование любимого телеведущего воспринимается немцами как покушение на основные демократические права. Как бы то ни было, Ян Бемерман может стать первым в новейшей немецкой истории осужденным за свободу слова.

Ранее в центре аналогичного скандала оказались авторы  юмористической передачи «Extra-3» общественно-правового телеканала ARD. 17 марта на этом канале был показан двухминутный ролик, в котором под сатирическую песню «Эрдоги, Эрдого, Эрдоган» транслировались видеофрагменты с участием турецкого президента. В тексте песни звучали обвинения Эрдогана в неуважении демократических свобод и его непомерной любви к роскоши. Также в ней есть слова о незавидной участи оппозиционных СМИ в Турции.

«Журналист, написавший что-то, что не нравится Эрдогану, уже завтра оказывается за решеткой», – убеждают авторы ролика.

Вскоре после эфира МИД Турции вызвал для объяснений немецкого посла Мартина Эрдманна. Отмечается, что «беседа была долгой».

Напомним, что в самой Турции по обвинению в оскорблении Эрдогана ведется расследование в отношении 1845 (!) граждан. Им грозит денежный штраф или тюремный срок от 1 года до 4 лет.

На днях Ангела Меркель «признала», что допустила ошибку в скандальной ситуации вокруг телеведущего Яна Бемермана, сообщает ТАСС. Решение удовлетворить запрос турецкой стороны и не препятствовать началу преследования сатирика было правильным, но не следовало преждевременно давать оценку стихотворению, отметила Меркель.