Версия для печати

О вооруженном нападении в Сургуте

19 августа в центре Сургута вооруженный ножом молодой человек напал на случайных прохожих. Злоумышленник успел ранить семерых человек, после чего его застрелил сотрудник патрульной службы. Пострадавшие были госпитализированы, один из них в тот же день был отпущен домой. По факту покушения на убийство возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 30, п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Как выяснилось позднее, преступником оказался 19-летний охранник супермаркета Артур Гаджиев – выходец из Дагестана, сын Ламетулаха Гаджиева, известного своей приверженностью идеям радикального ислама. Незадолго до того, как взяться за нож, Гаджиев-младший облил пол в торговом центре «Северный» горючей жидкостью и поджег.

В Сургуте задержано не менее 10 человек по подозрению в причастности к нападению на прохожих 19 августа. Об этом сообщает «Радио Свобода».

Как отметили представители городской мусульманской общины и источники, близкие к следствию, обвинения в пособничестве теракту предъявлены знакомым Гаджиева — неким Ильнару и Усману. Оба родом из Дагестана. Также забрали из дома Наимжона Икромова, приехавшего из Таджикистана. Он учился вместе с Гаджиевым в колледже (lenta.ru).

21 августа глава города Вадим Шувалов навестил раненых в местном травматологическом центре.

«Состояние одного из них крайне тяжелое, но доктора говорят, что есть улучшения. Самочувствие двоих пострадавших удовлетворительное. Еще троим стало лучше, и они переведены из реанимации в палату интенсивной терапии. Угрозы жизни нет», – написал мэр Сургута на своей странице в «ВКонтакте».

Местные телевизионные СМИ транслировали видеообращение градоначальника к жителям города: Вадим Шувалов заявил, что обстановка в Сургуте стабилизирована, все предприятия и учреждения работают в штатном режиме.

«В связи с широким общественным резонансом уголовное дело о покушении на убийство в Сургуте по поручению председателя СКР Александра Бастрыкина передано в производство ГСУ СК России», – сообщила официальный представитель ведомства Светлана Петренко (РИА Новости).

В настоящий момент следователи выясняют, страдал ли нападающий психическим расстройством. Выясняются мотивы преступления. Теракт как ведущая версия исключается.

Как бы то ни было, инцидент в Сургуте поспешила записать на свой счет запрещенная в России и других странах террористическая организация «Исламское государство». 21 августа подконтрольное ИГ Furat Media разместило в Интернете ролик с участием мужчины, который называет себя Масаудом аль-Сургути и присягает на верность лидеру группировки Абу-Бакру аль-Багдади. На фоне эмблемы ДАИШ и размещенного под ней топора боевик в маске призывает мусульман использовать для атак на неверных ножи и другое «примитивное» оружие. Действительно ли на видео запечатлен виновник ЧП в Сургуте, еще предстоит выяснить.

Комментируя инцидент, зампредседателя комитета Госдумы по обороне Юрий Швыткин оценил действия сотрудника правоохранительных органов, применившего табельное оружие в гуще людей: «На мой взгляд, поступок полицейского полностью оправдан, он сработал достаточно профессионально. Он поступил согласно закону «О полиции»: сначала сделал предупредительный выстрел. В данном случае его целью было избежать новых жертв, и он предотвратил их путем уничтожения данного человека».

«Что касается запрещенной в России организации «Исламское государство», которое взяло на себя ответственность, то в последнее время они ее берут при малейших фактах, свидетельствующих о нанесении хоть какого-то урона. По всему видно, что поступок возник спонтанно. Однако радикалы действительно могут мстить. У нас даже были факты, когда сотрудникам меняли внешность, чтобы укрыть их от преследования», – добавил парламентарий (krsk.kp.ru).

Как рассказал главный муфтий и руководитель Централизованной религиозной организации «Духовное управление мусульман Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Тагир Саматов, к числу местных прихожан Артур Гаджиев отношения не имел.

«Мы его не знаем. У нас примерно 5-7 тысяч прихожан. Это много, но, в общем, все на глазах. Всего в Сургуте около 40 тысяч мусульман. Ни Артура, ни его друга Наимджона мы в мечети ни разу не видели. К истинному исламу этот поступок не имеет никакого отношения. Может, он вообще в этот момент под наркотиками был? Тут в городе слухов много о нем ходит», – предположил священнослужитель (krsk.kp.ru).

Генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов призывает отнестись к заявлениям ДАИШ критически и не принимать их на веру.

«Они будут брать на себя все, что вызывает резонанс и страх у людей, – заявил он в интервью «Комсомольской правде». – Конечно, после Барселоны и других происшествий мы увидели целый системный подход. Где-то что-то случилось, и сразу террористы говорят: "Это наших рук дело". Часто они врут. Но это попытка показать всем, что ИГИЛ – якобы всесильная и всепроникающая организация. Меня это не удивляет. Да и вообще к таким заявлениям нужно относиться спокойно. Главное – не придаваться панике».

По мнению эксперта, избежать подобных происшествий в будущем поможет более тесное взаимодействие общества и спецслужб: «Все мы ходим под Богом, но, с другой стороны, люди должны конструктивно работать с правоохранительными органами. Много раз об этом говорили: нужна система обмена информацией. Если вы видите каких-то подозрительных персонажей, что-то странное творится, то сообщите об этом. Вот это единственная тема, которая нужна от общества. <...> Предотвращать это нужно в зародыше. Всех под контролем держать невозможно. Появляются вот такие психи-одиночки. Их нужно заранее вычислять. Когда уже он взял нож в руки и вышел на улицу – преступление уже состоялось».

С коллегой солидарен президент Международной ассоциации ветеранов подразделения «Альфа» Сергей Гончаров: «Я думаю, все, что сейчас будет твориться в мире, любая трагедия, любое ЧП – для игиловцев шанс поддержать свое реноме. И поэтому они будут брать ответственность на себя, ведь для них это естественная позиция».

В то же время, возвращаясь к обстоятельствам инцидента и анализируя тип террориста-одиночки, Гончаров сторонится оптимистических прогнозов: «Если бы человек был психически болен, но мог бы просто убить. Здесь же мы знаем, что его отец – экстремист, который воспитывал этого человека в традициях радикального ислама. Даже с больной психикой этот человек был подготовлен к преступлению, которое совершил. Но всё же в его действиях есть некое отсутствие логики: он обливает жидкостью и устраивает поджог в торговом центре, затем с муляжом взрывного устройства идет и убивает людей по дороге... С другой стороны, сейчас по всему миру действуют террористы-одиночки, которых сложно вычислить спецслужбам. И если они завербованы, от них можно ожидать шагов, просчитать которые я не вижу реальных возможностей. И это приводит к трагедиям, которые мы сегодня наблюдаем по всему миру» (krsk.kp.ru).

Как отмечает руководитель Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов, в Ханты-Мансийском автономном округе распространена салафитская версия ислама, однако «записывать салафитские группы в радикалы, как это делают некоторые эксперты, абсолютно неправильно».

«В то же время нельзя исключать, что некоторые из них могут проникнуться идеями ИГ и отойти от умеренной версии салафизма, – отмечает религиовед. – Идеи ИГ заразительны и распространяются не только среди салафитов, но и мусульман других направлений и даже не мусульман. Благодаря удачной и масштабной пропагандистской кампании ИГ, они сразу становятся адептами этой сектантской идеологии. ИГ культивирует культ войны и крови, оно проводило и до сих пор проводит большую пропагандистскую кампанию, которая затрагивает скрытые темные уголки человеческих душ. Поэтому напрямую связывать с салафитами происшествие в Сургуте я бы не стал».

«Не исключено, что нападавшие даже не знали, что нужно давать присягу ИГ, чтобы оно взяло на себя теракты, – предполагает Семенов. – Они могли сделать это на волне атак в Барселоне и Финляндии и таким образом проявить себя. Особенно если они организовали местную ячейку, никак не связанную с ИГ, а знания черпали исключительно из видеороликов в Сети и накручивали себя. Теракты за рубежом могли подтолкнуть их к действиям. Поэтому я также не стал бы говорить, что в Сургуте действует организованная ячейка ИГ. Скорее всего, это так называемые симпатизирующие».

По мнению аналитика, противодействие подобному «бытовому террору» должно осуществляться в первую очередь на информационном уровне.

«В постоянном эфире должны быть авторитетные мусульманские лидеры, которые не назначаются на роль агитатора властями и соответствующими службами и которых никто не слушает. Повторю, это должны быть авторитетные знатоки теоретических и практических сторон ислама — алимы, которые доступным языком будут давать оценки событиям и которые будут учитывать все нюансы. Зачастую у нас, наоборот, ставят знак равенства между всеми организациями, часть из которых и вовсе самостоятельно борются с радикалами и ИГ. Подобная просветительская работа должна вестись на качественном уровне, иначе она, наоборот, может добавить уверенности тем, кто считает верной только идеологию ИГ», – уверен эксперт (svpressa.ru).

В ходе рабочей поездки в Сургут и Сургутский район губернатор Югры Наталья Комарова посетила Сургутскую клиническую травматологическую больницу, где встретилась с пострадавшими в результате нападения 19 августа и их родственниками.

«Для нас очень важно, что пострадавшие получили всю необходимую помощь, чтобы восстановить здоровье и приступить к нормальной жизни. Жалоб от них никаких не было. Они удовлетворены тем, как им оказывают помощь», - рассказала Наталья Комарова (admhmao.ru).