Версия для печати

К 65-летию Валерия Гергиева

2 мая свое 65-летие отметил выдающийся советский и российский дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев – один из самых известных отечественных музыкантов, снискавший признание публики во всем мире.

Валерий Абисалович Гергиев родился в Москве в осетинской семье, вырос в Орджоникидзе (Владикавказе), где посещал музыкальную школу. В 1977 году окончил Ленинградскую консерваторию. Учителем будущего маэстро был знаменитый дирижер Илья Мусин. Незаурядные творческие способности Гергиева ярко проявились еще в студенчестве – в 1976 году он становится победителем конкурса молодых дирижеров Герберта фон Караяна в Берлине и Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве.

Получив диплом, Валерий Гергиев начинает свою карьеру в Кировском (Мариинском) театре в должности ассистент главного дирижера. C 1988 года занимает место своего прославленного коллеги – Юрия Темирканова. Вот уже 30 лет он является главным дирижером и руководителем Мариинского театра.

В 1990-х годах начинается активная зарубежная деятельность Гергиева – он сотрудничает с Метрополитен-оперой, Роттердамским филармоническим оркестром, Лондонским симфоническим оркестром, Мюнхенской филармонией. Сфера профессиональных интересов маэстро обширна – она включает в себя и оперные спектакли, и концерты, и симфонические произведения.

Валерий Гергиев – опытный педагог: декан факультета искусств СПбГУ, председатель Всероссийского хорового общества (на базе которого создан Детский хор России), основатель многих музыкальных фестивалей, в том числе для молодежных оркестров.

Маэстро Гергиев известен своей принципиальной гражданской позицией. В 2008 году в память о жертвах грузинской агрессии в Южной Осетии он дал концерт-реквием на Театральной площади разрушенного Цхинвала, где прозвучала «Блокадная» Седьмая симфония Шостаковича. Трансляцию концерта увидели миллионы людей по всей планете.

«Мировое сообщество ужасается, что русские танки вошли в Грузию, но никто не говорит о том, что тысячи человек были заживо погребены в полночь в спящем городе, – заявил дирижер. – Так что, бить из танков по детям – это доблесть мужчины-воина на Кавказе?! Это позор!»

В 2016 году оркестр Мариинского театра под руководством Гергиева выступил под открытым небом на развалинах освобожденной сирийской Пальмиры.

«Наш концерт в истерзанной Пальмире — это призыв к миру и согласию, это обращение ко всем народам объединить усилия в борьбе со злом, с терроризмом», — сказал Гергиев перед началом выступления, добавив, что в этот вечер в стенах амфитеатра прозвучит «наша душевная боль, негодование, протест против варварства и насилия, против нелюдей, уничтожавших бесценные памятники мировой культуры, устроивших здесь место массовых казней».

За весомый вклад в музыкальную культуру и особые заслуги перед российским государством и народом Валерий Гергиев награжден многими государственными наградами, в том числе ему присвоено почетное звание «Герой Труда Российской Федерации» и «Народный артист Российской Федерации». Маэстро является трехкратным лауреатом Государственной премии.

В день юбилея поздравление дирижеру направил Президент России Владимир Путин.

«И в России, и во всем мире Вас знают как выдающегося дирижера, руководителя одного из ведущих музыкальных театров мира, как неординарного, творческого, увлеченного любимым делом человека. Своей многогранной, востребованной деятельностью Вы обогащаете отечественное искусство, вносите уникальный вклад в сбережение богатейшего культурного, духовного наследия нашей страны, в развитие традиций подвижничества и благотворительности», – говорится в поздравительной телеграмме, опубликованной на сайте Кремля.

Своим «братом, соратником, советником, учителем» называет  Валерия Гергиева пианист-виртуоз Денис Мацуев.

«Быть с ним – это такой мастер-класс и в искусстве, и в жизни! Он как могучая буря. И любая встреча с ним – это всегда водоворот событий, – признается музыкант. – В прошлом году отмечали 10-летие нашей дружбы и нашего общего "сумасшествия", и тогда мы подсчитали цифры, которые так любим. Оказалось, что вместе мы сыграли уже 33 фортепианных концерта разных композиторов, выступили в 54 странах с пятнадцатью оркестрами – Мариинским, Берлинским, Венским, Лондонским, Мюнхенским, Нью-Йоркским и т.д. Городов даже не сумели подсчитать – слишком много».

«Гергиев – тот человек, который может импровизировать: у него потрясающая дирижерская интуиция, дирижерское предвкушение, а это самое главное в ансамбле. Но у нас не только на музыкальном уровне как-то высоковольтно – все соединилось, но и по-человечески. Я нашел в его лице такого соратника, единомышленника, человека, чьи мысли совпадают с моими по абсолютно разным темам. У нас сразу началась большая дружба, которой я горжусь, дорожу ей и считаю ее огромным счастьем», –  сказал Денис Мацуев (rg.ru).

Исключительную роль Валерия Гергиева в современной художественной культуре подчеркивает заслуженный деятель искусств, академик Российской академии художеств Андрей Золотов.

«Его имя в реальности стало знаком, символизирующим устремление высокой музыки к людям без разделения их на "просвещенных" и "непросвещенных", "знатоков" и "сторонних", – отмечает искусствовед и критик. – Просветительский дар Гергиева природен, изначален. Это человеческий дар, доверенный Cвыше большому музыканту. Человеческий дар и сформировал такого особенного музыканта — весьма и весьма особенного для задыхающейся в претенциозной "элитарности" художественной среды нынешнего времени».

«Среди самых знаменитых современных дирижеров нового поколения Гергиев, на мой взгляд, стоит особняком — некое "отдельно стоящее дерево", – продолжает А.Золотов. – Его "отдельность" в изумляющей свободе от самого себя в момент музицирования. Он знак музыки. Он дирижирующая музыка. Он не интерпретатор (хотя, конечно же, интерпретатор). Он объективная величина. Не абсолютная, но объективная. Гергиев-дирижер в момент музицирования пребывает внутри музыки как объективизированной стихии и ведет ансамбль, концентрируя в себе энергию всех музыкантов и внушая им авторскую волю в миг "собирания" эмоций, рожденных музыкой в реальных людях» (rossiyanavsegda.ru).

 

Валерий Гергиев (из интервью разных лет):

«Ни одна страна в мире не стала крупной экономической державой только за счет запасов нефти и газа, какими бы большими они ни были.  Нужно усиленно развивать другие сферы и отрасли. И культуру — не в последнюю очередь.

Культурное пространство России огромно, и не вкладываться в него просто стыдно и для государства, и для общества. Не нужно жалеть денег на реконструкцию театров. Сколько бы это ни стоило, это капля в море по сравнению с тем, сколько потеряла Россия» (АИФ).

«Я никогда не думаю о бремени таланта своего. Вообще не понимаю, какой он. Но мне кажется, это не тяжело, это интересно — быть музыкантом. А быть руководителем коллектива, такого как Мариинский театр, еще и огромная честь. Но и труд. Это большой труд — без этого точно ничего не получается. Я, собственно, и не пробовал без этого, но знаю, что не получится» (ТАСС).

«Понимаете, кризис классической музыки возможен только в одном случае — скучные, малоинтересные исполнители, надоедливые и однообразные программы и ленивые, безответственные администраторы, огромное засилье бюрократии.

Все те же самые проблемы, как и в экономике. Корни одни и те же. Расхлябанность, несобранность, бездарные иногда вещи — так же губительно отражаются на музыкальных коллективах, театрах, как и на экономических, может быть, процессах.

Мы должны были сохранить ту систему музыкального образования, которая давала всему миру действительно редчайшие имена, которые почитаются до сих пор. Я прочитал о том, что /в Москве/ открыли памятник Мстиславу Ростроповичу. Мне кажется, что и Рихтер, и Ойстрах заслуживают не в меньшей степени такого колоссального уважения и народной памяти. Эти люди в свое время покоряли весь мир, представляя ту систему, которую сегодня принято ругать. Что ни говори, все-таки это была мощная система образования вообще, и в том числе — музыкального образования. Ругать легко — восстановить трудно» (ТАСС).

«Нам небезразлично, когда убивают детей в любом уголке планеты, когда разрушают жилища мирных жителей, когда рвутся бомбы и мины террористов. Это все противно, враждебно человеческой натуре. Конечно, чтобы добиться воплощения этой идеи, перед каждым концертом — репетиции в поте лица. Такие концерты, как наш, зачастую эффективнее самой большой политической акции. Ведь они собирают людей не только в концертном зале — даже если он сымпровизирован под открытым небом, как это было несколько лет назад в разрушенном Цхинвале.

Мне жаль любого мирного гражданина — осетина, грузина, палестинца, израильтянина, афганца. И когда регулярная армия атакует мирное население — это уже не просто военный конфликт…

…О произошедшем, например, в Южной Осетии я понимаю гораздо больше уже хотя бы потому, что сам там побывал, и не только дирижировал концертом, транслировавшимся по всему миру. Трансляция по телевидению позволяет услышать наш голос миллионам слушателей, трогает душу каждого, кто внимает великой музыке. Естественно, мы не можем решить ни военные, ни политические проблемы, но силой своего звучания можем привлечь внимание людей к этим проблемам. Резонанс такого выступления несоизмерим ни с чем».

«В самые трудные для России годы я не покинул ее, а остался в ней. Точнее — с ней. Прежде всего потому, что чувствовал и чувствую себя частью русской культуры»  (zahav.ru).