Версия для печати

О проблемах российских медиков в условиях пандемии

В ситуации продолжающейся пандемии коронавируса российские медики самоотверженно исполняют свой профессиональный долг, спасая жизни и здоровье россиян, при этом сами подвергаются серьезнейшей опасности.

По информации «Новой газеты» со ссылкой на агентство Associated Press, среди российских врачей и медработников коронавирусной инфекцией заразились порядка 9,5 тысячи человек. Статистика опубликована на основании данных региональных властей и новостных сообщений. «Официальные заявления и новости из 70 регионов показывают, что как минимум 9 479 медицинских работников заразились вирусом за последний месяц, а больше 70 из них умерли», — говорится в материале агентства о проблемах российских врачей во время пандемии коронавируса.

Федеральные Минздрав и Роспотребнадзор не публиковали статистики по заражениям и летальности от коронавируса среди врачей; об этом в некоторых субъектах рассказывали региональные чиновники. Так, губернатор Петербурга сообщал о 2,5 тысячах заразившихся, а власти Москвы и Подмосковья — о 2 тысячах в каждом регионе.

Представители врачебного сообщества публикуют список с именами погибших от коронавируса коллег. На данный момент в нем больше 250 имен; «Медиазоне» удалось подтвердить смерть 186 из них, кто непосредственно работал с ковидными пациентами. Даже с учетом этих данных смертность от коронавируса в России среди медиков оказалась в 16 раз выше, чем в сопоставимых по масштабам эпидемии странах (novayagazeta.ru).

Нехватка квалифицированных кадров на местах, недостаток необходимых средств бактериальной защиты, халатность в управлении медучреждениями оборачиваются тяжелыми ситуациями, которые, вероятно, можно было бы избежать. Сообщения о фактах массового заражения медицинского персонала поступают из многих регионов страны.

2 мая в Москве у 2 тыс. медиков были обнаружены антитела к коронавирусу, причем примерно половина из инфицированных врачей на тот момент продолжала болеть (ТАСС).

По данным на 18 мая, в Московской области из 22 тыс. специалистов, работающих с COVID-19, заболели около 2 тыс. — почти каждый десятый. Погибли 16 медиков (kommersant.ru).

18 мая в Санкт-Петербурге положительный тест на коронавирус получили 42 работника больницы № 31. От осложнений и тяжелой формы пневмонии скончался заведующий отделением лучевой диагностики больницы Виктор Парафило — ведущий специалист города в области компьютерной томографии.

По последним данным, за время эпидемии в Санкт-Петербурге коронавирусом были инфицированы порядка 1,5 тыс. медицинских работников. Умерли не менее 4 человек, ряд других смертельных случаев рассматривает специальная комиссия (ТАСС).

19 мая очаг заражения зафиксирован в Ракитянской центральной районной больнице Белгородской области. Как сообщила заместитель начальника регионального департамента здравоохранения Людмила Крылова, заболели 9 врачей и медсестер. Ранее, по данным местного Роспотребнадзора, в горбольнице № 2 Белгорода коронавирусом были инфицированы 23 медработника, а в областной инфекционной больнице — 10 сотрудников (interfax-russia.ru).

19 мая о массовом заражении медиков коронавирусом сообщили в Брянске. По информации депутата областной думы Константина Воронцова («Единая Россия»), COVID-19 в регионе инфицированы около 300 врачей, санитаров и медсестер (avchernov.ru).

В медучреждениях Псковской области выявлено, как минимум, 5 очагов заражения COVID-19. По информации председателя областного комитета здравоохранения Марины Гаращенко, это псковская городская больница, Островская районная больница, областная клиническая больница, Великолукская межрайонная больница и очаг в Новосокольниках среди рабочих приезжей группы. Наиболее крупный очаг возник в апреле в Островской межрайонной больнице, где был зафиксирован 41 случай коронавируса, в том числе, у 19 медработников (ТАСС).

Как сообщали СМИ со ссылкой на министра здравоохранения Республики Дагестан Джамалудина Гаджиибрагимова, с начала пандемии в регионе умерли более 40 врачей. Однако 17 мая на сайте министерства появилась информация о том, что часть этих смертей была вызвана другими диагнозами.

18 мая главный эпидемиолог Минздрава РФ Николай Брико на сетевом форуме по цифровизации медицины и фармацевтической отрасли Medicine&Pharma отметил, что средства индивидуальной защиты (СИЗ) не обеспечивают полную безопасность врачей, борющихся с COVID-19. «Умирают, конечно, и медицинские работники, они первые, кто на переднем фланге борьбы с коронавирусной инфекцией подвергаются опасности инфицирования», — цитирует чиновника РИА Новости.

Между тем, приходят сообщения об откровенном игнорировании руководителями медучреждений инструкций по защите вверенных им людей.

Так, 10 мая сообщается, что в больнице №16 Волгограда, перепрофилированной для приема больных с коронавирусом, медики вместо костюмов бакзащиты вынуждены носить на головах наволочки. По словам медиков, администрация больницы в лице главврача и его замов от них полностью изолировалась. «Перед приездом губернатора достали коробки с одноразовыми костюмами и разложили их, чтобы казалось побольше. Губернатор уехал — костюмы собрали», — приводит слова одной из сотрудниц сайт V1.RU.

По данным РИА Новости, комитет здравоохранения Волгоградской области начал проверку по данному факту.

В инфекционном госпитале в Карабанове Владимирской области медиков заставляли вымачивать одноразовые маски в хлоре, чтобы использовать повторно. Одна из медсестер выложила в соцсеть фото с ожогами на лице после использования такой маски. Работники госпиталя бьют тревогу: в больнице не хватает средств индивидуальной защиты, поэтому они вынуждены стирать противочумные костюмы и маски. «Следственный комитет проводит проверку по признакам преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ ("Нарушение требований охраны труда"). По указанию руководителя следственного управления Артема Кулакова будет проверяться не только факт получения травмы на производстве медицинской сестрой. Также посмотрим на выявление аналогичных фактов в этой больнице и организацию работы по защите медицинских сотрудников», — сообщила старший помощник руководителя управления Ирина Минина (ТАСС).

30 апреля главврач Елизаветинской больницы Санкт-Петербурга Сергей Петров обвинил городские власти в том, что его медперсоналу не поставляется достаточный объем средств защиты от коронавирусной инфекции и его подопечным приходится шить себе маски из марли. По признанию главврача, уже и запасы марли подошли к концу, поэтому маски уже не из чего изготовить. Кроме того, больница испытывает потребность в защитных костюмах, перчатках и респираторах.

«Но вообще-то это странная история с индивидуальной защитой. Понятно ведь, какой стационар, в каком режиме работает, какой риск инфицирования, какая коечная мощность. Посчитать, кому сколько нужно — и сделать централизованную закупку, поставить и решить этот важнейший вопрос, тем более что средства в определенном объеме в городе есть», — подчеркнул С. Петров (newizv.ru).

Полярное заявление в апреле сделала заместитель главы министерства здравоохранения Краснодарского края Валентина Игнатенко. Чиновница резко отреагировала на жалобы медиков г. Усть-Лабинска на отсутствие бахил. Она порекомендовала коллегам взять любую ткань и «сшить две тряпочки».

«В чем сложность, нашить бахил? Я, конечно, понимаю костюмы "Тайвек" там, допустим, или маски лицевые, или очки, или респираторы — проблема. Бахилы — две тряпочки сшить. Возьмите ткань любую, посадите двух-трех санитарок, которые вам прострочат. Почему вы ждете манны небесной? Кто вам их привезет?», — заявила В. Игнатенко на конференции с главврачами больниц Краснодарского края (newizv.ru).

В Старом Осколе водитель скорой помощи написал уже 3 открытых видеообращения от лица своих коллег. В одном из них работник медицинской бригады сообщил, что все водители карет скорой помощи получают одну маску за смену при работе с коронавирусными больными. Жалобы на невыносимые условия работы возымели действие — в Старом Осколе назначили нового главврача службы скорой помощи (kursk.com).

На выплаты медикам, работающим с инфицированными, по распоряжению Президента РФ выделено 50,1 млрд рублей, однако не во всех регионах медработники до указанного срока — 15 мая — получили дополнительные начисления. Невыплаты врачам закономерно провоцировали рост тревожности, озабоченности происходящим в стране.

19 мая Владимир Путин провел «Совещание по вопросам реализации мер поддержки экономики и социальной сферы», важная часть которого затрагивала проблему медработников, не получивших выделенных государством средств в ситуации пандемии.

«Напомню, что было принято несколько последовательных решений о том, чтобы поддержать медицинских специалистов. Так, еще в марте мы предусмотрели стимулирующие выплаты для них. Эти выплаты действуют до конца текущего года и рассчитываются в зависимости от объема работы. На эти цели из федерального бюджета было выделено 10,2 миллиарда рублей. Затем, 15 апреля, были установлены специальные доплаты за работу в особо опасных и сложных условиях на период апрель, май, июнь. Эти доплаты предусмотрены тем, кто непосредственно оказывает помощь больным новой коронавирусной инфекцией. Для этого из федерального бюджета регионам было перечислено еще 41,8 миллиарда рублей. Из общей суммы, направленной на все указанные выплаты и доплаты, а это 52 миллиарда рублей в целом, в субъекты Федерации поступили 50,1 миллиарда, то есть практически все средства. При этом, как мы договаривались, должны были сохраняться региональные выплаты и надбавки. Все расчеты с людьми за апрель должны были завершиться до 15 мая. Однако, по моей информации, к концу прошлой рабочей недели деньги получили далеко не все, кому они были положены. Правда, за последние два-три дня, даже за вчерашний день, ситуация менялась в нужном, правильном направлении», — сказал глава государства в начале заседания.

«...в ряде субъектов Федерации, к сожалению, выплачивали совсем не те средства, о которых шла речь на наших совещаниях. И уж точно не те, которые я поручал выплатить медицинским работникам. Фактически в каждом субъекте Федерации и каждой медицинской организации, а также для отдельных категорий медработников, начислять их начали по разному», — отметил российский лидер.

«Подчеркну, абсолютно все должно быть прозрачно и понятно, кому за что идут деньги. Вся информация о регулирующих эти вопросы актах доведена до людей и разъяснена в деталях. Отлажена и обратная связь, чрезвычайно важная вещь, хочу на это обратить внимание», — заявил В. Путин (kremlin.ru).

21 мая председатель правительства РФ Михаил Мишустин на онлайн-заседании Президиума Координационного совета заявил, что деньги медикам за апрель уже должны быть выплачены в полном объеме, оснований для задержек нет (РИА Новости).

В то же время на вопиющие случаи нарушений обратили внимание профильные ведомства.

19 мая СК РФ возбудил первое уголовное дело в связи с невыплатой компенсаций медикам, работающим с больными COVID-19. «Следственным отделом по городу Армавиру СКР по Краснодарскому краю по результатам проведенной доследственной проверки о невыплате медицинским работникам стимулирующих выплат за особые условия труда в период распространения коронавирусной инфекции возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность), — сообщает официальный сайт ведомства. — Напомним, 16 мая 2020 года в сети Интернет было опубликовано видеообращение, записанное работниками скорой медицинской помощи города Армавира. Медицинский персонал сообщил о невыплате им доплат за работу в условиях пандемии COVID-19. По данному факту территориальным следственным отделом краевого управления СКР по результатам доследственной проверки возбуждено уголовное дело. По данным следствия, нарушение прав сотрудников ГБУЗ «Городская больница города Армавира» на своевременное и в полном объеме получение стимулирующих выплат в условиях работы по оказанию помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция и группам риска заражения COVID-19, стало возможным в результате допущенной руководством лечебного учреждения халатности» (sledcom.ru).

Вместе с тем, в новых непростых условиях на региональном уровне предпринимаются усилия по дополнительному финансовому стимулированию медработников.

Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Любовь Храпылина приветствует решение губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова о введении региональных выплат для работников системы здравоохранения в связи с эпидемией коронавируса. На это из областного бюджета выделено 34 млн рублей.

«Прежде чем принимать какие-то решения и выводить их на людей, например, по факту тех же выплат, надо очень тщательно готовить документ, в котором будет очень четко и конкретно изложен порядок начислений. Постановление правительства, которое вызвало эту бурю возмущения, которое готовило министерство здравоохранения, было настолько абстрактным и невнятным, что никакой чиновник, и уж тем более финансист-бухгалтер, не стал бы по нему ничего выплачивать, потому что он не хочет в тюрьму. Поэтому то, что было написано, то и выполнялось», — поясняет эксперт.

По мнению аналитика, руководство области верно оценило суть проблемы. «Это замечательно и здорово, и поклониться надо ярославцам за их решение. Потому что контактность есть у очень широкого круга медработников, которые не обладают статусом врача, медсестры или санитарки. Но те же раздатчицы пищи, те же технические работники напрямую контактируют с больными коронавирусом, подвергая свои здоровье и жизнь опасности», — отметила Л. Храпылина.
По мнению аналитика, в настоящее время Министерство труда и соцразвития РФ должно пересмотреть статус работы сотрудников медучреждений, в связи с тем, что их деятельность подпадает под категорию работы с вредными и опасными условиями труда.

«Так что, это начало ярославцев, которые увидели и расширили круг работников, которых также нужно наградить финансово, в обязательном порядке должно тиражироваться абсолютно во всех субъектах РФ», — резюмирует профессор (club-rf.ru).

Директор МБПЧ Александр Брод: «Помощь врачам, которые упорно и мужественно исполняют свой долг в ситуации пандемии, с которой человечество столкнулось впервые, уже стала одной из главных тем сегодняшней повестки России. Необходимо обеспечить поддержку медиков, спасающих наших сограждан с тяжелой формой COVID-19. Но важно поддерживать и развивать те инициативы, которые предлагает наше общество. В апреле в Санкт-Петербурге рестораны бесплатно обеспечивали врачей обедами. После этого молодежь города провела флешмоб, приготовив для медиков выпечку, которую волонтеры разнесли по больницам и поликлиникам. Компания «Балтика» отправила медикам 40 тысяч бутылок воды. В Сочи, силами армянской, грузинской и греческой общин, сотрудникам больниц в Красной Поляне и Дагомысе были организованы доставки национальных блюд этих диаспор. Продуктовые наборы врачам передаются волонтерскими организациями во многих регионах страны. Открываются фонды помощи врачам. Так, фонд ветерана Великой Отечественной войны Зинаиды Корневой собрал уже более 3,6 млн рублей для семей медиков, погибших от коронавируса».

В регионах с благодарностью отмечают труд наших медиков. Так, в Мордовии стартует акция под названием «Спасибо врачам». В знак благодарности медицинским работникам, самоотверженно лечащим пациентов во время пандемии, Саранск украсят баннеры с большими фотографиями докторов (izvmor.ru). В Ростове-на-Дону 160 имен и фамилий докторов появятся на медиафасаде "Ростов Арены" (РИА Новости).

Мариинский театр запускает большой онлайн-марафон показов записей лучших спектаклей и концертов последних лет. Каждая трансляция будет посвящена врачам, которые оказались на передовой борьбы с пандемией (rg.ru).