Версия для печати

О докладе МИД России «О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах»

В феврале 2021 года, выступая на совещании с постоянными членами Совета безопасности, Президент России Владимир Путин дал следующую оценку важности проблемы защиты россиян и соотечественников за рубежом: «Это большой пласт работы, мы все отдаем себе отчет в том, насколько она важна. И не только для тех людей, которые за границей живут, за границами Российской Федерации, но чувствуют свою связь с исторической родиной, — но и для нас в силу целого ряда обстоятельств».

Защита соотечественников и их интересов — это не только инструмент для усиления позиций России в мире. Данная работа крайне важна в контексте утверждения универсальности прав человека, что прописано во всех декларациях на эту тему Организации Объединенных Наций. К сожалению, приходится констатировать, что в течение последних двух-трех десятилетий правозащитная тематика оказалась приватизирована США и их союзниками. Они используют гуманитарную повестку для оправдания внешних интервенций. Так было организовано вторжение в Югославию под предлогом «спасения» косовоских албанцев и лозунгами «ремедиальной сецессии». По схожим лекалам были выполнены операции в Ираке, Ливии, Сирии. Как следствие, дискредитация самой правозащитной деятельности, отождествление ее с инструментальной циничной политикой коллективного Запада во главе с официальным Вашингтоном. Между тем, крайне важно отделять действительную правозащиту от легитимации глобальной гегемонии и переустройства мира ради «смены дурных режимов» на де-факто марионеточные правительства.

В данном контексте работу правительственных и негосударственных структур, занимающихся защитой граждан России и соотечественников за рубежом, невозможно недооценить. 18 марта 2021 года МИД России выпустил специальный доклад О нарушениях прав российских граждан и соотечественников в зарубежных странах, посвященный данной теме. В документе определяются главные угрозы правам россиян и соотечественников за рубежом. Это «инциденты с их задержаниями и политически мотивированными преследованиями, в том числе по запросам третьих стран. Наибольшую проблему в этом плане представляет ведущаяся американскими властями по всему миру «охота» на наших граждан. Крайне актуальной в этой связи становится и тема соблюдения прав россиян в местах содержания под стражей». Также серьезным вызовом представляется организуемая против россиян и соотечественников диффамация, информационные кампании по их дискредитации, попытки представить их в качестве некоей «пятой колонны». МИД также констатирует попытки отдельных стран (в особенности Украины и Прибалтики) политизировать сюжеты исторического прошлого, проводить линию по пересмотру важнейших событий мирового значения, таких, как Победа в Великой Отечественной войне. При этом несогласные с ревизионизмом подвергаются дискриминации.

Доклад МИД РФ представляет собой восемнадцать страновых кейсов. Они фиксируют проблемы с нарушением прав россиян и соотечественников за рубежом. Наиболее подробно представлено положение дел в странах Прибалтики, на Украине, в США. В докладе содержится богатый эмпирический материал, который может быть полезным как для специалистов-практиков, так и исследователей, правозащитников, журналистов.

Вместе с тем, к структуре доклада имеются и конструктивные замечания. Вводная часть представляется слишком общей. В ней стоило бы прописать ключевые положения деклараций ООН, которые нарушаются по отношению к нашим согражданам.

Не менее важным было бы определение критериев отбора именно тех стран, которые попали в итоговый обзор. Ведь при описании положения дел в некоторых из них отмечается, что ситуация с правами россиян там не является катастрофической, скорее речь идет о незначительных инцидентах (случаи Испании, Норвегии и, в меньшей степени, Бельгии). Возникает резонный вопрос, в какой мере обосновано их рассмотрение в докладе. Но положение дел в республиках Центральной Азии, а также Армении и Белоруссии, в документе не представлено. Понятное дело, эти государства осуществляют с Москвой стратегическую кооперацию. Но, несмотря на это, вопросы о правах соотественников, русского языка, случаи исторического ревизионизма время от времени возникают и там. Думается, конструктивная критика, с упоминанием и позитивных сюжетов, была бы в таком докладе полезна. К слову сказать, в своих внешнеполитических обзорах американские органы власти и НКО делают критические обзоры по правам человека в странах-союзницах, традиционно их нарушающих (Саудовская Аравия, Катар, Пакистан в период более тесной стратегической кооперации).

Не упомянут также ряд европейских стран (Болгария, Румыния), где русофобские настроения, к сожалению, получили в последние годы поддержку на самом высшем уровне власти. Доклад обрывается, в нем нет заключения и рекомендаций, какой-то генерализации относительно приводимого в тексте эмпирического материала. Заметим, что в описании кейсов Латвии, Литвы, Украины, Эстонии авторы достигли значительного успеха. Факты подобраны скрупулёзно. Но, помимо сбора информации, важны также и обобщения, развернутые выводы.

Западные фонды и государственные структуры, как правило, стремятся к обеспечению эффективной визуализации, предлагая рейтинги, графики, таблицы, схемы. Это позволяет четче формировать нужные паттерны для их дальнейшего утверждения в информационном пространстве. Думается, в будущем МИД России также следует подумать над этим опытом. Четкая визуализация позволила бы качественно продвигать российские представления о правах наших сограждан и соотечественников.

Директор МБПЧ Александр Брод: «Сама практика таких докладов важна, и ее следует развивать дальше. Требуется перевод таких материалов на иностранные языки, широкая их публикация и публичное обсуждение, в том числе и на международных площадках».