Версия для печати

Заявление в связи с продолжающимся криминальным беспределом

Название "Кущевка", которое еще совсем недавно было никому неизвестным, похоже, становится уже не просто географическим названием, а символом, метафорой того, что происходит в современной России.

Напомним, станица Кущевская Краснодарского края стала печально известной на всю страну после того, как в ноябре 2010 г. там было совершено жестокое убийство 12 человек в доме семьи Аметовых. Среди убитых были хозяин дома – фермер, его супруга, невестка и внучка, двое соседей, а также гости из Ростова-на-Дону – финансовый директор ОАО "Астон" Владимир Мироненко, его жена, две дочери и тесть с тещей. В ходе расследования выяснилось, что на протяжении многих лет бандитская группировка Сергея Цапка, покрываемая местными властями и полицейскими, практически безнаказанно терроризировала население, грабила фермеров, насиловала девушек. Для расследовавания преступления из Москвы прислали специальную бригаду следователей, и в итоге участники банды начали нести наказание. Так, к 20 годам заключения приговорен участвовавший в расправе над Аметовым Андрей Быков, к трем годам за мошенничество приговорена мать Сергея Цапка – Надежда. Сейчас начинается еще один процесс по делу Надежды Цапок – на этот раз по обвинению в использовании рабского труда в ее агрохолдинге. Однако никто из влиятельных покровителей банды не оказался на скамье подсудимых – уволили только начальника ГУВД края и начальника районного отдела милиции. Дело завели лишь на единственного милиционера, подполковника Александра Ходыча: местные жители говорили, что его служащие косили коноплю вместе с бандитами, а сам он вместе с Цапком занимался рейдерскими захватами, контролировал нелегальный рынок нефтепродуктов, магазины и кафе.

Суд над Ходычем начался в декабре. Ранее следствие заявляло журналистам, что обвиняемый отказывался от дачи показаний, а его адвокат рассчитывает, что удастся добиться если не полного оправдания подполковника, то переквалификации обвинения на менее тяжкий состав. При этом земляки Ходыча явно боятся такого развития событий: даже за решеткой человек, которого в Кущевском районе продолжают называть "серым кардиналом", продолжает наводить на них страх.

С момента многочисленных публикаций по горячим следам  из станицы Кущевской, со всех уголков страны стали поступать подобные сообщения, где и сами местные жители, и журналисты называют свои районы местной "Кущевкой". Так название небольшой станицы стало нарицательным для характеристики беспредела бандитов и властей.

А тем временем и в самой станице Кущевской беспредел не прекратился – трагическая история воспроизводит саму себя. На днях поступило сообщение, что неизвестные в масках ворвались в дом местного фермера Петрянкина, чтобы ограбить его. Под пытками они требовали показать, где тот хранит деньги; у заложника не выдержало сердце, и он умер.  Сейчас следствие разбирается, связано ли новое убийство с "делом Цапков" – по одной из версий МВД, Петрянкин мог стать свидетелем по одному из уголовных дел, возбужденных против Цапков.

В любом случае, рецидив нашумевшего преступления в Кущевской – сигнал к тому, что практически ничего не изменилось. Даже после прогремевшего на всю страну описания зверского убийства, бандиты без всякого страха продолжают свое дело. Процессы над бандой Цапка затянулись, и перспектива их неясна. А тем временем из разных российских регионов продолжают поступать сообщения  о новых "Кущевках":

- в селе Шигоны Самарской области криминальная группировка полностью подчинила себе местную власть с полным набором криминальных инструментов: взятками, рэкетом, поджогами, избиениями, фабрикацией уголовных дел, посадками неугодных. Подозреваемый прокуратурой в организации ОПГ арестованный майор милиции Чичельник и его бывший заместитель Обрубов были скоро выпущены на свободу. Больше из членов банды никто даже не был арестован;

- в дом известного бизнесмена из райцентра Чертково Ростовской области ворвались трое неизвестных в масках, связали членов семьи и убили хозяина. Убийство связывают с коррупцией, охватившей поселок, о связях власти с  преступной группой, занимающейся контрабандной деятельностью. По Чертково распространяется листовка, которая так и называется «Кущевка по-чертковски. Что дальше?»;

- жители подмосковного Железнодорожного обратились к королеве Дании с просьбой о помощи. По словам горожан, это был жест отчаяния, призванный обратить внимание на  коррумпированный и бесправный город. Люди держали плакаты «Железнодорожный – вторая Кущевка», «Остановить коррупцию в Железнодорожном», «Королева, помоги!» и «Нас убивают!»;

- жители Шпаковского района пожаловались главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину на разгул преступности в их районе, напоминающий ситуацию в станице Кущевской. По их словам, руководитель администрации Шпаковского района якобы лишает колхозников земель, переоформляя их на сына и жену. Сын главы администрации стал одним из крупнейших землевладельцев края, ему принадлежит около 300 га земли в районе. Сотрудники же полиции, утверждают жители, саботируют ход расследования и даже покрывают преступников;

- в Щелковском районе, по рассказам местных жителей, сформировались две группировки – одна специализировалась на отъеме земли у селян, другая «подмяла всю торговлю и строительство в районном центре». По сообщению некоторых местных сотрудников ОВД, «если кто не соглашался расставаться со своим бизнесом – запугивали. У несогласных ночами сгорали палатки, магазины, дома, дачи. Бесследно исчезали люди». Утверждают, что обе группировки «крышевались» правоохранительными органами.

Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод: «Ни впечатляющие масштабы трагедии в Кущевской, ни ее шумное обсуждение в прессе ни к чему, судя по всему, не привели. Отчаявшиеся люди предпочитают обращаться за помощью к датской королеве. Иначе чем позором и трагедией это не назовешь».